Долговой PR и как он помогает работать с должниками
Что такое долговой PR
Это метод воздействия на должника, предполагающий огласку его неплатежеспособности, что в свою очередь может оказать негативное влияние на его деловую репутацию. При этом, о долгах можно заявить как на широкую аудиторию, так и руководству конкретных компаний, которые более не захотят работать с контрагентом, не выполняющим свои обязательства и скрывающим это.
Когда долговой PR может быть действенным
Во многих случаях. Компании неохотно ведут дела с партнерами, которые не исполняют свои обязательства перед другими компаниями. Деловая репутация имеет большую ценность, поэтому метод долгового PR может сработать не только в комплексе с другими способами истребования долгов, но и самостоятельно, особенно в случаях, когда:
- деловая репутация — главное, что есть у должника. Это особенно актуально, когда со многими контрагентами компания работает «на доверии»;
- компания-должник находится «на слуху». Например, она активно участвует в публичных мероприятиях, выступает спонсором, всячески себя рекламирует. В этом случае негатив тоже будет заметен широкой аудитории и останется в памяти;
- компания-должник работает в нескольких отраслях. Возможно, другие ее подразделения работают более эффективно, а дочерние организации, принадлежащие компании, добросовестно исполняют свои обязательства, но долговой PR бросит тень на репутацию всего бизнеса в целом.
Как именно используется долговой PR
Для достижения главной цели — возврата долга — прибегают к обнародованию информации, способной испортить репутацию должника. Сделать это возможно одним из следующих способов:
Сообщить лично. Это актуально, если известно, что у должника планируется крупная сделка, либо он давно сотрудничает с каким-либо контрагентом и очень дорожит совместной работой. Иногда, в случае неуплаты, бывает достаточно просто сообщить должнику о намерении уведомить руководство других компаний о задолженности, но фактически этого не делать, и тогда, заботясь о своей репутации, должник может совершить платеж уже на этом этапе.
Воспользоваться публичными каналами. Как правило, для долгового PR используют:
- СМИ. Они могут быть как широко общественными, так и специализированными. Размещение информации обходится обычно дешевле, а шанс того, что именно их будут читать потенциальные контрагенты должника — выше, так что в большинстве случаев они более предпочтительны.
- Социальные сети. Это также может быть эффективным, если потенциальные контрагенты должника в них присутствуют. Здесь чаще всего используют специализированные группы и публичные страницы, а также могут подключать блогеров.
Как относится к долговому PR закон
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» размещение информации о долгах компании в СМИ не запрещено, поскольку само по себе это не является конфиденциальной информацией. Однако важно то, какая именно информация будет размещаться в публичных каналах и под каким углом она будет подана. Остаться в рамках закона здесь очень сложно, и далее мы расскажем, почему.
Можно ли, используя долговой PR, не нарушить закон
Самое важное, о чем стоит помнить: информация, распространяемая в рамках долгового PR, должна быть абсолютно достоверной, до последней цифры и утверждения. Додумывать какие-либо факты и преувеличивать их, используя излишне эмоциональную подачу, категорически запрещено. Грань очень тонка, и здесь легко ошибиться. С большой долей вероятности компания-должник не оставит распространение ложных сведений о себе безнаказанным, и дело закончится судебным разбирательством, в ходе которого вас могут привлечь к ответственности за клевету. А это, в свою очередь, не просто опасность разбирательства в арбитражном суде. Это уголовное преступление, предусмотренное статьей 128.1 УК РФ, согласно которой клевета, содержащаяся в публичном выступлении, средствах массовой информации либо совершенная публично с использованием сети интернет, может наказываться не только серьезным штрафом (до одного миллиона рублей), но и обязательными работами, арестом и даже лишением свободы на срок до двух лет. В таком случае, подобный исход неминуемо отразится уже на вашей репутации. Стоит ли это небольшого увеличения вероятности возврата долга и кому этим, в итоге, вы можете навредить больше?
Заключение
Мы настоятельно не рекомендуем использовать подобные методы для возврата просроченной дебиторской задолженности. Лучшим решением будет обратиться к профессионалам. Компания ЭОС готова помочь вам в этом вопросе, не используя долговой PR и иные способы, являющиеся довольно сомнительными и не всегда легальными. В своей работе мы учитываем потребности обеих сторон и сможем убедить должника выплатить всю сумму долга, чтобы сохранить не только свою репутацию, но и хорошие отношения с вашей компанией. Защищая ваши интересы, мы всегда действуем исключительно в рамках закона.