Взыскание дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность – хорошо или плохо?
Дебиторская задолженность сама по себе — совершенно нормальное явление, которое естественным образом возникает в работе практически любого бизнеса. Например, Вы работаете с другой компанией по предоплате, уже внесли деньги, но еще не получили товар — это уже считается дебиторской задолженностью. Это нормальная часть товаро-денежных отношений, часть оборотного актива. Ею можно управлять и использовать для взаимозачета с другой компанией. Однако бывают проблемные ситуации, когда дебитор не возвращает задолженность вовремя. Тогда есть смысл говорить о ней как о просроченной и добиваться ее возврата доступными способами — особенно если речь идет о больших суммах. Пренебрежение возвратом задолженности может привести к ее росту: значительная часть средств фирмы окажется у других предприятий, и это способно повлечь за собой убытки. Поэтому важно заранее выставлять сроки возврата и действовать, если они оказались пропущены.
Виды дебиторской задолженности
Задолженность считается краткосрочной, если срок ее возврата составляет меньше года, и долгосрочной в противном случае. Что же касается ее состояния, то здесь условно можно выделить три категории: они показывают наличие проблем и возможность возврата задолженности.
Текущая.
Так называется дебиторская задолженность, обязательства по которой выполняются в рамках договора. Дебитор еще не отдал деньги или товар, однако срок еще не истек, а значит, все происходит так, как было оговорено. По сути, это ситуация, когда одна сторона уже исполнила обязательства по договору, но еще не получила средства, товары или услуги. Когда вторая сторона также исполнит обязательства, задолженность естественным образом исчезнет.
Просроченная.
Это дебиторская задолженность, по которой пропущены сроки. Дата оплаты или передачи товара наступила, однако компания-дебитор не сделала того, что от нее требовалось. При этом обеспечения или залога нет, так что начать процедуру взыскания имущества по договору невозможно. Статья 266 Налогового кодекса называет такие задолженности сомнительными: пока срок исковой давности не истек, считается, что вернуть средства возможно. Важно, чтобы предприятие-дебитор не находилось в процессе ликвидации или банкротства — если такое произошло, нужно действовать быстро, иначе есть риск упустить возможность вернуть задолженность.
Безнадежная.
Согласно Налоговому кодексу, безнадежная задолженность — та, по которой истек срок исковой давности. Считается, что после этого взыскать потерянные деньги уже невозможно, а дебитор вряд ли пойдет на контакт. В таких ситуациях компании могут передать право на взыскание задолженности по договору цессии, стремясь каким-то образом компенсировать потерю. Второй вариант — прекратить взыскание и записать потерянные средства в убытки. В теории возврат такого долга все еще возможен — исчерпаны не все способы взыскания. Но взыскать задолженность действительно сложнее, чем в других случаях: с момента заключения договора прошло уже много времени, а способов влияния на ситуацию меньше, чем раньше. Задолженность также считается безнадежной, если дебитор признал себя банкротом, ликвидировал предприятие или исчез — судебные приставы не смогли получить о нем информацию.
Как понять, что пора думать о мерах по взысканию
У каждой компании свои методы управления дебиторской задолженностью, но некоторые рекомендации считаются общими для всех. Организации обычно указывают срок, в течение которого вторая сторона должна исполнить обязательство. Если этот срок нарушен, по закону компания имеет право начать взыскание во внесудебном, досудебном или даже судебном порядке. Если Вы заметили, что дебиторская задолженность Вашей компании растет, а контрагенты все чаще не выплачивают деньги в срок — это повод насторожиться. Методические рекомендации таковы:
- контролировать состояние дебиторской задолженности, поручить мониторинг отдельным сотрудникам с соответствующей компетенцией;
- консультироваться о ситуации с профессиональным юристом, который имел опыт работы с такими делами. Отслеживание задолженности часто лежит на бухгалтере, но этот сотрудник не всегда знаком со способами взыскания, следовательно, может не суметь вовремя отреагировать на ухудшение ситуации.
Можно воспользоваться услугами штатных сотрудников, нанять новых специалистов или передать дела на аутсорсинг.
Взыскание дебиторской задолженности: пошаговая инструкция
Взыскание дебиторской задолженности обычно проходит несколько условных этапов. Мало кто сразу начинает взыскивать средства в судебном порядке: обычно происходит несколько попыток договориться, выйти на связь, воспользоваться законными методами внесудебного взыскания. Только если эти меры не помогают, компания готовит исковое заявление в суд, чтобы возбудить исполнительное производство и передать ситуацию в руки судебных приставов. Перечисленные здесь способы сложно назвать пошаговым руководством: скорее это примерный алгоритм действий, которые может совершить компания.
Предварительная работа
Перед тем как начинать взыскание дебиторской задолженности с юридического лица, стоит прояснить ситуацию. Специалисты рекомендуют проанализировать:
- документальную базу, которая подтверждает наличие просроченной дебиторской задолженности. Это могут быть любые письменные договоренности с указанными сроками, подписанные обеими сторонами. Документы могут в будущем служить Вашим доказательством в суде или у нотариуса;
- состояние компании-дебитора. Если Вам окажется известно, что у той возникли финансовые проблемы, это поможет спланировать дальнейшую тактику. Например, можно предложить дебитору отсрочку или инициировать процедуру банкротства в его адрес.
Переговоры с дебитором.
Если ситуация не критичная и возникла впервые, а срок неуплаты пока небольшой, можно попробовать договориться со второй стороной в досудебном порядке. Сейчас это возможно двумя способами: при личной встрече и дистанционно. Желательно, чтобы в таких переговорах участвовал компетентный специалист: он сможет направить беседу в нужное русло.
- Во время беседы не стоит давить на вторую сторону: конструктивный диалог в доброжелательном ключе всегда лучше. Уточните, по какой причине дебитор не вернул задолженность, предложите варианты выхода из ситуации — например, отсрочку или рассрочку. Если у второй стороны есть выбор, она с большей вероятностью пойдет навстречу.
- Если Вы сможете договориться с дебитором о добровольном возврате задолженности, обязательно закрепите новые договоренности документально. Это поможет Вам подстраховаться, в случае если те окажутся нарушены.
Способы внесудебного взыскания.
Помимо новых договоренностей, результатом переговоров могут быть следующие решения:
- Медиация. В таком случае привлекается третья независимая сторона, которая следит за процессом расчетов и которой доверяют оба участника спорта. Эта сторона называется медиатор: его услугами можно воспользоваться до или после суда
- Новация. Так называется замена одного обязательства на другое в рамках новых договоренностей. Меняется суть задолженности: возможно, так дебитору будет легче выплатить обязательства.
- Отступное. Решение похоже на предыдущее: дебитор передает кредитору другие ресурсы вместо установленных договором. Это может быть имущество или денежные средства.
Медиация подходит для ситуаций, когда стороны не могут договориться самостоятельно. Новация и отступное — возможные выходы из ситуаций, когда выполнение первоначальных обязательств становится невозможным.
Внесудебное взыскание.
Если же мирным путем решить вопрос не получается, а задолженность была заверена нотариально, можно обратиться за принудительным внесудебным взысканием через нотариуса — с помощью исполнительной надписи. Однако такой метод подходит только для ограниченного круга сделок, установленного статьей 90 Основ о нотариате и постановлением Правительства РФ от 1 июня 2012 г. № 543. Это договоры займа, хранения или проката, поручительства или предоставления услуг связи, а также кредитные договоры и сделки, устанавливающие финансовые обязательства. Кроме того, исполнительную надпись нотариуса можно оспорить.
Работа с претензиями.
Если внесудебные методы не сработали, компания имеет право обратиться в суд. Но перед этим необходимо соблюсти букву закона — направить дебитору письменную претензию для улаживания ситуации в досудебном порядке. Это документ, в котором содержатся:
- условия договора, на основании которых возникла просроченная задолженность;
- расчет суммы долга с учетом процентов и штрафов, если таковые предусмотрены;
- требование возврата задолженности до определенного срока;
- доказательства, подтверждающие, что претензия обоснована.
Претензию следует отправить дебитору заказным письмом. Если после ее получения тот не предпринимает никаких шагов и не стремится уладить вопрос в досудебном порядке, кредитор в течение 30 дней может подать заявление в суд.
Судебное разбирательство.
Если предыдущие способы исчерпаны, остается прибегать ко взысканию в судебном порядке. Компания-кредитор составляет и подает исковое заявление в арбитражный суд. Это может быть конкретный судебный орган, предусмотренный условиями договора, или тот, о котором договорятся стороны. Если договоренности нет, обращаться следует в суд по месту нахождения ответчика. После подачи заявления начинаются судебные разбирательства. Если требования истца обоснованы, составляется судебный акт, который передается приставам — начинается исполнительное производство. В ходе производства представители ФССП взыскивают дебиторскую задолженность в добровольном или принудительном порядке. Компаниям на этом этапе рекомендуется не терять контакт с приставами и периодически напоминать о себе — так выше шанс, что их работа окажется эффективной.
Обращение в правоохранительные органы.
Этот способ применяется редко и только в одном случае: если компания подозревает, что дебитор совершает незаконные действия. Например, у кредитора есть на руках доказательства мошенничества со стороны дебитора. В таком случае возбуждается уголовное дело, которым занимаются представители правоохранительных органов.
Сотрудничество с коллекторским агентством.
Принято считать, что обращение в агентство — это метод исключительно внесудебного взыскания. Компания заключает агентский договор с коллекторами, и те стараются добиться от дебитора выплаты задолженности. Однако сегодня такие компании могут помочь на любом этапе — не только таким образом. Организации, которые профессионально занимаются взысканием, имеют в штате профессиональных юристов. Они будут сопровождать клиента на всех этапах разбирательств — от переговоров до суда.
Варианты разрешения событий при взыскании задолженности
Любой из перечисленных способов может повлечь за собой как успех, так и неудачу. Здесь важно выбрать правильную стратегию поведения, чтобы не пропустить сроки и не оказаться в ситуации, когда задолженность признана безнадежной, а меры воздействия исчерпаны. Для этого кредиторам и рекомендуют заранее навести справки о состоянии компании-дебитора на рынке — а еще можно передать такие вопросы на аутсорс, чтобы точно не допустить ошибок. Разбирательства могут закончиться одним из следующих исходов.
Во внесудебном порядке.
Оптимальный вариант — разрешение ситуации мирным путем без привлечения официальных органов. Это могут быть новые договоренности о сроках или о порядке выплат, медиация, новация или отступное, а также взаимозачет. Если задолженность была подтверждена нотариально, есть смысл попробовать взыскать ее с помощью исполнительной надписи нотариуса. Однако эти меры, к сожалению, не всегда эффективны. Важно понимать это и не затягивать мероприятия: если способы внесудебного разрешения не подходят, скорее всего, понадобится переходить к следующему этапу.
В досудебном порядке.
Вероятность того, что дебитор отреагирует на претензию и вернет задолженность, довольно мала. Обычно направление претензионного письма — формальность, которая должна быть соблюдена перед обращением в суд. Если Вы подаете претензию, Вы должны быть готовы к судебному разбирательству для разрешения ситуации.
В судебном порядке.
Как правило, суд возбуждает исполнительное производство, и взыскание дебиторской задолженности с юридического лица переходит к приставам. Те имеют намного больше полномочий: могут накладывать арест на счета и имущество должника, наводить справки о его активах. Возможные варианты развития событий после взыскания через суд:
- добровольная передача дебитором средств в уплату задолженности;
- принудительное взыскание с продажей имущества через аукцион;
- процедура банкротства дебитора, при которой его активы реализуются, а средства с их продажи выплачиваются кредиторам;
- признание взыскания невозможным, а задолженности — безнадежной. Такое бывает, если приставы не сумели отыскать дебитора либо не смогли получить доступ ни к каким активам.
Что делать в сложных ситуациях
В некоторых случаях добиться взыскания сложнее, чем обычно. К ним относятся следующие ситуации:
- Дебитор находится за границей. Взыскание возможно, если Россия имеет договоренности о правовой помощи со страной, где тот пребывает. Понадобится обратиться в зарубежный суд и заявить о решении, которое принял российский суд. Если же договоренности со страной у России нет, задолженность признается безнадежной.
- Активы дебитора находятся за границей. В таком случае их сложнее найти, хотя это возможно. Просто такая работа намного масштабнее и требует привлечения серьезных ресурсов. Такие задолженности выгодно взыскивать, только если их сумма достаточно велика.
- Дебитор проходит банкротство. Понадобится подать заявление о включении компании в список кредиторов и представить соответствующие документы.
- Дебитор находится в процессе ликвидации. Получить средства возможно, если своевременно направить ликвидатору соответствующие требования — не позже, чем через два месяца после объявления о ликвидации.
Как ЭОС может помочь во взыскании дебиторской задолженности
Перечисленные способы взыскания отнимают довольно много времени, требуют высокой квалификации и юридической подкованности, а также опыта в подобных делах. ЭОС Россия предлагает свои услуги — мы поможем взыскать просроченную дебиторскую задолженность.
- Вы сможете сконцентрироваться на развитии бизнеса, не тратя время и силы на улаживание юридических вопросов.
- Мы сделаем все, чтобы Ваша репутация осталась безупречной, работаем исключительно в рамках закона, всегда вежливы и корректны.
- Наши специалисты готовы помочь на любом этапе взыскания: сопроводить в переговорах, проанализировать ситуацию, разработать и предложить оптимальное решение или представить Вашу компанию в суде.
- Корпоративное подразделение ЭОС Россия работает исключительно с бизнес-клиентами, сконцентрировано на актуальных проблемах компаний и постоянно совершенствует свой подход.
- Мы готовы работать со сложными случаями, включая задолженности иностранных партнеров.
- Оплата за наши услуги — только после того, как к Вам начнут поступать платежи по задолженности.
Вы можете связаться с ЭОС через сайт или по телефону, кратко описать ситуацию и получить первичную консультацию по своему вопросу. Помните: у каждой проблемы есть оптимальное решение, и мы готовы помочь Вам его найти.